Наверх
Статьи
Статьи
Все о грузоперевозках —
подробно и понятно

Что изменилось в правилах перевозки грузов

Перевозка грузов автомобильным транспортом — основа работы многих предприятий, удаленных от железнодорожных путей, расположенных на территории городов, иных населенных пунктов. Такой способ доставки товаров, сырья, оборудования удобен возможностью транспортировки небольших партий (грузовым автотранспортом). Но требует соблюдения целого перечня нормативов. От этого зависит уровень безопасности на дорогах, соблюдение сроков поставки, сохранность товара.

Законодательная база

Основой законодательного регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом считается Постановление Правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 года. Оно логично дополняет правила ПДД и нормы Гражданского кодекса РФ, которые больше нацелены на безопасность, соблюдение общих норм. В дополнительных актах рассматривают суть договоров на поставку, требований к погрузоразгрузочным работам, маркировке.

Вместе с действующей версией ППРФ №272 следует учитывать:

  1. Приказ Минтранса РФ №15 от 20.08.2014 г. — регламент рабочего графика водителей.
  2. Приказ Минтранса РФ №258 от 24.07.2012 г. — правила перевозки крупногабаритных грузов.
  3. Постановление Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 г. — расширение ПДД относительно автомобилей, перевозящих грузы.
  4. Постановление Правительства РФ №730 от 16.01.2001 г. — правила международных грузоперевозок.

Основой взаимоотношений предприятий, физических лиц являются договора, другая документация, предусмотренная нормативами по конкретному виду грузов. Так, устав автомобильного транспорта (УАТ) регламентирует деятельность АТП, организаций и людей, пользующихся их услугами. Подробные правила устанавливают локальными приказами, инструкциями.

Общие правила грузоперевозок состоят из нескольких разделов:

  • заключение договоров на перевозку;
  • принятие груза к транспортировке;
  • маркировка товаров и сырья;
  • складирование грузов;
  • переадресовка поставок;
  • расчеты за услуги перевозки;
  • составление актов;
  • предъявление, рассмотрение претензий.

В договорах обычно присутствует стандартный перечень пунктов. Например, наименование фирмы исполнителя и клиента, объем перевозимых грузов, сроки поставки, условия погрузки-разгрузки на конкретных адресах, ответственность за сохранность в пути, варианты рассмотрения претензий в досудебном, судебном порядке.

Благодаря законодательному регулированию грузовых перевозок добиваются снижения издержек в народном хозяйстве, предотвращают монополизм услуг, уменьшают аварийность и вредное влияние на окружающую среду. Еще законодательные нормы нацелены на защиту прав и интересов контрагентов, участвующих во взаимоотношениях.

Терминология

Наиболее значимые понятия, связанные с правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (относится ко всем типам техники), внесены в УАТ. Принятая терминология используется во всех документах договорах, соглашениях, претензиях. Это помогает избегать недоразумений, которые возникают из-за разночтений одних и тех же пунктов.

Основные термины:

  • грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, указанное документами в качестве отправителя (необязательно быть владельцем, достаточно действовать от его имени)
  • грузополучатель — сторона, которая имеет право получить груз (в том числе и при помощи услуг указанного посредника);
  • заказ-наряд — базовый вариант договора фрахтования;
  • контейнер — специальное оборудование, позволяющее перевозить большие объемы товаров без промежуточных работ по его повторной загрузке;
  • перевозчик — организация, индивидуальный предприниматель, уполномоченный перевозить груз, принимающий на себя ответственность за него на период транспортировки;
  • путевой лист — бумага, в которой прописан запланированный маршрут, перевозимый товар, что упрощает учет и контроль деятельности водителей;
  • скоропортящийся груз — товар, для сохранности которого нужна температура, указанная в договоре;
  • транспортная накладная (ТТН) — документ, подтверждающий договор поставки;
  • партия груза — несколько грузов, которые перевозят по одним документам;
  • делимый груз — груз, который допускается разместить в двух и более мест без какого-либо ущерба для него;
  • фрахтователь — плательщик услуг транспортировки (аренда автомобилей, наем водителей);
  • фрахтовщик — организация, предоставившая в пользование транспортное средство, людей.

На практике в процесс грузоперевозок привлекаются третьи, четвертые лица, создаются сложные цепочки взаимоотношений. Иногда возникают запутанные ситуации, в которых удается разобраться лишь при использовании типовой терминологии. Чтобы снизить риски, возникающие при работе со сторонними исполнителями, правила перевозки и устав дополняют собственными условиями. При разработке последних учитывают, что они не должны противоречить текущему законодательству РФ.

Общие правила автоперевозок

В большинстве случаев перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется по общим правилам, обычными грузовыми машинами. Меняют только виды грузовиков — закрытые, открытые кузова, платформы под контейнеры. Часто их различают по грузоподъемности, предназначению для различных типов груза. На все вариант распространяется целый перечень общих правил.

Примеры критериев, предъявляемых к любым разновидностям автоперевозок:

  • грузы надежно крепят, чтобы исключить самопроизвольное выпадение, рассыпание;
  • стараются исключить риски, когда перевозимые товары мешают управлению автомобилем;
  • осветительные приборы, опознавательные знаки оставляют открытыми, что не мешать этим другому транспорту, работе ГИБДД;
  • обеспечивают такую перевозку, чтобы груз во время движения громко не шумел, не мешал слышать сигналы других участников движения.

Сюда же стоит добавить требования по отсутствию повреждений на асфальте, оставляемых самим автомобилем или перевозимым грузом. То же относится к пыли, грязи, которая легко образуется из-за сыпучих, текучих материалов.

Особый контроль осуществляют над перевозкой опасных, крупногабаритных грузов. Их сложнее погрузить так, чтобы исключить риски для людей, окружающей среды, другого транспорта. На них распространяются дополнительные нормативные акты вроде Приказа Минтранса РФ от 08.08.1995 г. «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Виды перевозки грузов

Чтобы упростить рассмотрение вопросов применения тех или иных законов, применяют несколько вариантов классификации автомобильных грузоперевозок. Благодаря этому специалисты работают с ограниченным объемом информации и в конкретном случае понимают, какие регламенты действуют, а какие нет.

Так, разделяют:

  • по логистике — международные, межрегиональные, централизованные;
  • типу — перевозка сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов;
  • способу доставку — неделимые, сборные партии.

Такое разделение указывает на различную логистику, оформляемые документы, актуальные нормы. Так, стоит транспорту выехать за официальную границу России, на него начинает распространяться Постановление Правительства РФ №272. Если же речь идет о тяжеловесном автомобиле, крупном грузе, который условно мешает передвижению по трассе, приходится учитывать Приказ Минтранса РФ №10 от 12.01.2018 г., например, согласно п. 3 автомобиль должен соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Последнее часто становится предметом бурных обсуждений. Крупные авто стараются использовать в исключительных случаях, больше полагаясь на транспорт средней и малой грузоподъемности.

Требования к транспортным средствам

В последнее время правила перевозок стали заметно меняться в сторону контроля габаритов, массы и осевой нагрузки используемых транспортных средств. Ввели предельно допустимые критерии, за счет чего стремятся ограничить разрушающее воздействие на дорожное покрытие. Соответственно снизить риски дорожно-транспортных происшествий по вине плохого качества дорог. И ограничить нарушения, связанные с перегрузом авто.

Действующие лимиты:

  • длина:
    • одиночный автомобиль — 12 м;
    • прицеп — 12 м;
    • автопоезд — 20 м.
  • ширина:
    • все транспортные средства — 2,55 м;
    • изотермические фургоны — 2,6 м.
  • высота — 4 м для всех видов автомобилей.

Есть еще предельные значения по массе:

  • автомобили:
    • двухосные — 18 т;
    • трехосные — 25 т;
    • четырехосные — 32 т;
    • пятиосные — 38 т.
  • автопоезда:
    • трехосные — 28 т;
    • четырехосные — 36 т;
    • пятиосные — 40 т;
    • шестиосные — 44 т.

Последнее относится ко всем крупным транспортам, у которых 6 и более осей. При обнаружении нарушений, предписанных правилами перевозки лимитов, транспортное средство отстраняется от работы вплоть до устранения недочета.Например, до введения новых правил встречались случаи с перегрузом до 50-60 тонн и больше.При рассмотрении дела неважно, исправен автомобиль или нет, владельца оштрафуют за нарушение законодательства РФ.Если не удастся исправить проблему, перегрузить товары на другое авто, фрахтовщику придется нести ответственность и по договорам поставки.

Еще законодательство предъявляет требования по безопасности. Так, недопустимы поломанные брусья, доски на кузове, погнутость колесных дисков, повреждения изоляции электрооборудования. Также не должно быть протекания электролита, других технических жидкостей, искрообразования в зажимах и проводах электросистемы. Осматривают выпускную трубу и глушитель на наличие в них вмятин, трещин.

Требования к кабине:

  • плавное движение боковых стекол;
  • сидения без провалов, рваной обивки, выступающих пружин;
  • показатели шума соответствуют санитарным, гигиеническим нормам;
  • фиксирующие детали, ограничители дверей салона, капота без повреждений.

Все пункты правил нацелены на сохранность целостности грузов, безопасность водителей в случае возникновения нештатных ситуаций. Требования в равной степени распространяются на само авто,используемые прицепы. Так, механизмы открытия кузова не должны допускать самопроизвольного открытия, иначе будут представлять опасность как сотрудникам, так и грузу.

Какие документы нужно оформлять

В зависимости от вида грузоперевозки водитель возит с собой разный набор бумаг. Но есть базовый список, без которого нельзя выезжать даже в пределах одного населенного пункта. Так, обязательно удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории.То же относится к паспорту транспортного средства — оно должно принадлежать конкретному авто по номеру кузова, иным идентификационным признакам.

Вся документация, оформляемая по машине, перевозимому товару, должна содержать реквизиты — дату составления, сроки действия, подписи ответственных лиц, печати организаций. Они указывают на достоверность бумаг, отражают контакты людей, кто будет решать проблемы, возникающие при грузоперевозках.

Обязательный пакет документов:

  • товарно-транспортная накладная;
  • договор фрахтования;
  • путевой лист.

Бланки документов составлены таким образом, чтобы дать четкое понимание, кто и кому оказывает услуги транспортировки, какую номенклатуру и в каком объеме перевозит, каковы сроки окончания текущего договора. Благодаря подходу легко понять легитимность нахождения груза в конкретной точке, является ли товар официальной поставкой определенного завода, фабрики, оптовой фирмы.

Договора фрахтования

Существует два варианта договоренности. Первый заключается в предоставлении транспортного средства без экипажа. Второй — с водителями арендодателя. Каждый способ имеет определенные особенности. Так, в случае эксплуатации машины сотрудниками арендатора на последнего будет возлагаться только заправка горюче-смазочными материалами. Текущий и капитальный ремонт, все затраты на профилактику поломок ложатся на собственника транспорта.

При найме авто с экипажем придерживаются правил:

  • ежедневное техническое обслуживание, ремонт, заправка ГСМ остаются за арендатором;
  • машина предоставляется вместе с квалифицированным персоналом, способным разрешить любые штатные ситуации с транспортом, логистикой;
  • договор фрахтования обязательно заключается в письменной форме, с указанием прав обеих сторон, их обязанностей и способа рассмотрения претензий.

Чтобы не возникало недоразумений в текст включают грузоподъемность, иногда марку и номера конкретных автомобилей. Это гарантирует возможность перевозки расчетного объема грузов, без перегруза, за необходимое количество рейсов. Благодаря такому подходу транспортные затраты становятся предсказуемы, ведь они напрямую влияют на себестоимость перевозимых товаров или сырья.

Иногда такая детализация договора фрахтования приводит к задержкам в поставке. Ведь подогнать другой автомобиль арендодатель не имеет право, поэтому понадобится время на заключение доп. соглашения. То же относится к маршруту — в случае перекрытия дорог на ремонтные работы, чтобы продолжить грузоперевозки придется составлять новое дополнение к основному договору.

При нарушениях со стороны арендодателя вторая сторона вправе расторгнуть договор фрахтования. Такое происходит не только из-за регулярной «подмены» неисправного транспорта или маршрута. Встречаются ситуации, когда недобросовестные водители стремятся подработать и берут «чужие» грузы. Такое недопустимо даже, если автомобиль пустым направляется на базу для последующей загрузки.

Транспортные накладные

Еще при перевозке грузов автомобильным транспортом правилак договору обязательно добавляюттоварно-транспортную накладную. На каждую машину составляют отдельный документ согласно фактически перевозимому товару. Назначение документа двойное. Во-первых, на основании бумаги проводят списание и оприходование товарной номенклатуры. Во-вторых, по ней учитывают работу перевозчика, определяют его взаимоотношенияс грузоотправителем (грузополучателем).

Обязательные реквизиты ТТН:

  • заглавная часть:
    • грузоотправитель;
    • грузополучатель;
    • плательщик.
  • товарный раздел:
    • номер (код) товара;
    • артикул номенклатуры;
    • цена каждой позиции;
    • наименование продукции;
    • единица измерения согласно ОКЕИ;
    • вид упаковки в случае наличия;
    • количество грузовых мест;
    • вес в тоннах;
    • стоимость товара, с НДС и акцизом;
    • порядковый номер записи.
  • транспортный раздел:
    • водитель — ФИО;
    • автомобиль — номер и марка авто;
    • прицеп — то же при наличии;
    • удостоверение — номер водительского удостоверения представителя;
    • пункт погрузки — адрес склада, откуда вывозят товар;
    • пункт разгрузки — адрес точки назначения.

Заполняют ее в 4-х экземплярах по форме 1-Т. Один экземпляр всегда остается на руках отправителя для снятия с учета отгруженных единиц товара. Остальные бумаги передают водителю-экспедитору для последующей отчетности перед грузополучателем и собственным руководством. Так, второй экземпляр передается для постановки товара на учет на складе-получателе. По третьему выставляют счет на услуги грузоперевозки, а четвертый используется в начислении заработной платы водителя.

Правила погрузки-разгрузки транспорта

Нормы предоставления автомобилей для погрузки-выгрузки товаров предписаны уставом УАТ от 08.11.2011 г., утвержденного ФЗ-259. В дополнение к нему применяют Правила охраны труда от 17.09.2014 г. (утверждены Приказом №642н Минтруда) и должностными инструкциями. Последние разрабатывают внутри каждой организации самостоятельно с учетом специфики деятельности. Так, предусматривают предельные нагрузки для персонала, погрузочного оборудования, устанавливают иные лимиты, обеспечивающие безопасность.

По грузчикам обычно договариваются о следующих нормативах. Вручную они переносят грузы до 50 кг на расстояние не более 25 м. Или 80 кг, если тару получится помещать на спину (мешки). Если вес превышает указанный, используют тележки-рохли или штабелеры (до 500 кг). С особо тяжелым грузом допускается работать при помощи автокрана. Привлекаемая подъемная спецтехника должна пройти проверку на исправность, а водители инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности. Помимо этого, они должны обладать соответствующим допуском, проходить медосмотр и иметь спецодежду.

Позволяют избегать порчи товара правила:

  • подбирать количество, тоннаж автомобилей соответственно характеру, объему перевозок;
  • транспорт проверяют на техническую исправность до подачи к погрузке, чтобы отказаться от него до начала загрузки;
  • обе стороны контролируют своевременность прибытия машин на все ключевые точки (так, в документах согласно п. 68 №ФЗ-272 отмечают время приезда, отбытия транспорта).

В случае погрузки-выгрузки опасных, негабаритных грузов к общим правилам добавляют нормы из соответствующих законодательных актов. Выполняют работы по согласованию между сторонами сотрудники фрахтовщика, фрахтователя или третьей стороны. Этот момент включают в договорные обязательства, чтобы не возникало споров по поводу оплаты услуг, расчета заработной платы людей на складах.

Как обеспечить сохранность груза

Контролировать сохранность товаров на складе, во время погрузоразгрузочных работ относительно просто. Здесь легко организовать видеонаблюдение, документирование допусков техники и людей с фиксацией результатов проверки работоспособности. После отправки же машин в рейс подобных возможностей уже не будет, останется рассчитывать на отсутствие форс-мажоров и доставку без порчи (утраты) груза.

Общепринятые правила:

  • продумывание графика перевозок, которое исключает простои загруженных и пустых авто;
  • разработка оптимального маршрута, чтобы избежать пробок, проезда по разрушенным или узким дорогам, где выше вероятность дорожно-транспортных происшествий;
  • правильный подбор грузоподъемности, габаритов техники;
  • оформление страховых полисов, учитывающих характерные для товара риски;
  • использование дополнительных услуг по охране и сопровождению грузов.

Отчасти сохранность перевозимых товаров зависит от профессионализма экипажа. Поэтому фирмы, в которых работают водители с длительным стажем ценятся больше. Они сильнее заботятся о своей репутации и выпускают на линию только проверенных сотрудников. Но есть и ряд «формальных» операций, требующих документирования. Например, на кузов вешают идентификационную пломбу с уникальным номером. Перед отправкой или началом разгрузки проверяют ее целостность, в том числе сверяют номер, внесенный в документацию.

Типовые проблемы обычно связаны полной, частичной утратой груза или его порчей. Первый и второй тип рисков связан с тем, что при сдаче товарных ценностей грузополучатель фиксирует, что изменилась масса или не хватает количества грузовых мест по сравнению с информацией из ТТН. В этом случае проводят проверку правильности заполнения документов, наличие пломбировки, ее целостность.

Если при аудите обнаружена сорванная пломба или иные нарушения, составляют акт претензии. В процессе проверки может обнаружиться кража, складской пересорт, когда недостача возникла из-за ошибки персонала грузоотправителя. Тогда вместо одного товара будет другой, не указанный в товарно-транспортной накладной. В любом случае без хотя бы локальной инвентаризации обойтись не получится.

Третий вариант больше связан с неаккуратной транспортировкой или упаковкой при погрузке. Так, сталкиваются с механическим повреждением тары, самого товара, нарушением его биологических, химических свойств, ухудшением товарного вида. По факту также проводят проверку и составляют акт, по которому стороны договариваются о компенсации убытков. Например, вина за оформление паллет может возлагаться на грузоотправителя. Или на водителя, если будет доказано, что именно он нарушал правила ПДД и вез товар неаккуратно.

Перевозка отдельных видов грузов

Некоторые разновидности товаров требуют особого отношения. Речь идет о продукции, у которой имеются свойства опасные для людей и окружающей среды. И о грузах, требующих охлаждения или хотя бы поддержания определенной температуры, чтобы сохранить потребительские свойства. К ним применяют отдельные нормативы (в дополнение к основным).

Транспортировка опасных грузов

К опасным грузам относят вещества, материалы, отходы, которые в силу своих химических свойств способны привести к взрыву, пожару, повреждению транспортного средства. Массив таких товаров (сырья) разделяют на отдельные классы, в соответствии с которыми и прибегают к определенным мерам безопасности.

Группы опасных грузов:

  • класс 1 — взрывчатые вещества (ВВ);
  • класс 2 — сжатые, сжиженные, растворенные газы;
  • класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, в том числе выделяющие горючий газ при взаимодействии с водой;
  • класс 5 — окисляющие вещества;
  • класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ);
  • класс 7 — радиоактивные вещества;
  • класс 8 — едкие и коррозионные вещества;
  • класс 9 — прочие опасные вещества и изделия.

В соответствии с классом, к которому относится конкретный груз подбирают транспорт, документы для сопровождения. Нормы регламентируются тем же законом №272-ФЗ, поэтому разночтений не бывает.

Правила перевозки опасных грузов:

  1. Использовать транспортное средство, специально предназначенное для работы с отдельным классом веществ. Общее требование — выхлопная труба выносится перед радиатором или справа, на расстоянии от топливных соединений.
  2. Автомобили окрашивают в специальные цвета, на боковые поверхности наносят надписи об опасности. Например, цистерны с ЛВЖ принято окрашивать в оранжевый цвет, веществами с риском самовозгорания — в белый (снизу красный), газами — в синий.
  3. Электрическая сеть должна соответствовать следующим нормам — напряжение 24 В, кабели выполнены по бесшовной технологии, все предохранители исправны, проводка закреплена и защищена от механических, термических воздействий.

Еще запрещается использование более одного прицепа, полуприцепа. Цистерна, ее оборудование должно оставаться в безопасности даже в случае опрокидывания транспортного средства. Желтые проблесковые маячки оснащаются автономным источником питания, независимым от бортовой сети.

Транспортировка скоропортящихся товаров

Чуть меньше отдельных требований относится к перевозке продукции с ограниченным сроком хранения и требующей поддержания определенной температуры (близкой к нулю или ниже него). Для транспортировки таких грузов используют ледники, рефрижераторы, термосы. В первом типе используют заранее подготовленный лед. Во втором температуру поддерживают за счет встроенной холодильной установки, а третий вариант всего лишь изолирует груз от внешней среды.

К скоропортящимся грузам относят:

  • продукты растительного происхождения — фрукты, овощи, зелень, грибы;
  • продукты животного происхождения — мясо, рыбу, яйца, молоко;
  • продукты переработки — сыры, колбасные изделия, консервы;
  • живые растения — цветы, саженцы;
  • медицинские товары — лекарственные препараты, кровь, плазма и т.д.

Их разделяют на условные группы по уровню температурной обработки. Выделяют охлажденные, замороженные, глубокозамороженные, подогретые и свежие. В зависимости от этого и подбирают соответствующий транспорт. В зависимости от особенностей продукции тару маркируют, чтобы сотрудники, привлекаемые к погрузоразгрузочным работам, понимали, чего избегать в процессе.

Штрафы за нарушение правил перевозки грузов

Ответственность за нарушение законодательных норм административная (до тех пор, пока ошибки, недочеты не привели к ущербу здоровью и жизни людей). В крайних случаях ответственных за грузоперевозки привлекают уголовной ответственности. В основном применяют ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Распространенные виды наказаний:

  • нарушение общих правил перевозки грузов автотранспортом — предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
  • несоблюдение регламента перевозки опасных грузов — штраф до 2500 рублей или лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев;
  • то же, в случае привлечения к ответственности должностного лица организации — штраф до 20 тыс. рублей;
  • то же, при оформлении наказания на юр. лицо (ООО, АО) — до 500 тыс. рублей.

Размер денежного наказания определяет инспектор ГИБДД или иной сотрудник надзорных органов. В большинстве случаев на «первый раз» выписывают квитанцию с минимальным размером штрафа, а по мере повторных случаев сумму повышают вплоть до максимальной.

Последние статьи
Перевозка сыпучих грузов — это не просто перемещение товара из точки А в точку Б. Это настоящее искусство, требующее точности, внимания к деталям и глубокого понимания материала.
Страхование грузов — неотъемлемый элемент успешной логистической операции, обеспечивающий защиту от финансовых потерь в случае непредвиденных событий.
Добро пожаловать в мир, где каждая минута на счету, а точность доставки груза может решить судьбу компании. Автомобильные перевозки — это не просто перемещение товаров с точки А в точку Б.
Актуальные новости
26.04.2024 11:11:00
Режим работы терминалов г.Москва в период с 27.04.24 г. по 12.05.24 г.
26.04.2024 09:09:00
Изменение тарифов на перевозку сборных грузов с 27.04.24 г.
22.04.2024 09:09:00
Изменение тарифов на перевозку сборных грузов с 23.04.24 г.
Акции
«Рейл Континент» предлагает Вам воспользоваться выгодной акцией, действующей на сборные грузоперевозки по всем направлениям**.