Наверх
Статьи
Статьи
Все о грузоперевозках —
подробно и понятно

Эксперты ожидают продолжения роста цен на бензин в 2019 году

Большинство россиян так или иначе следят за поведением цен на топливо. Ведь от этого зависит формирование цен на грузоперевозки. И если автовладельцы чувствуют рост непосредственно во время заправки, то остальные жители России понимают, что за ростом цен на бензин и дизель последует обязательный рост на товары народного потребления и продукты питания.

Правительство РФ делает постоянные попытки контролировать рынок автомобильного топлива. Мы периодически слышим заявления официальных лиц о том, что цены на топливо расти не будут. Однако через некоторое время наблюдаем очередной их скачок.

Этому есть простое объяснение: основной доход нефтегазовые компании получают от продаж на внешнем рынке, куда уходит 75 % российской нефти. Оставшиеся 25 % остаются на внутреннем рынке, они являются сырьем для нефтегазовых заводов и из них изготавливают все виды топлива. В результате, цена бензина — это соглашение между правительством и нефтедобывающими компаниями.

Несовпадение интересов

К сожалению, интересы государственной казны, с одной стороны, и населения, потребителей топлива, всего рынка, с другой, не совпадают. Казне нужны деньги на строительство и ремонт дорог, создание дорожной инфраструктуры. Одним из основных источников является топливный акциз. Свое налоговое бремя нефтяные компании, естественно, включают в себестоимость бензина и перекладывают на потребителей.

Эксперты подсчитали, что в 2019 году бензин марки АИ-92 будет стоить более 50 рублей за 1 литр, что означает примерно рост в 10 %.

Со своей стороны, Министерство Финансов прогнозирует рост топливных тарифов, сопоставимый с инфляцией в стране, т.е. на уровне 4–5 %. Эти цифры, по-видимому, придется пересмотреть, поскольку на рост цен окажут дополнительное влияние рост НДС и январское повышение акцизной ставки.

Потребители недоумевают, почему при падении мировых цен на нефть, стоимость бензина и дизтоплива в России продолжают расти. Эксперты Федеральной антимонопольной службы подсчитали, что если бы акцизы не увеличивались, то цена топлива могла бы уменьшиться, или, как минимум, остаться стабильной.

Почему не стоит надеяться на сильное сдерживание цен правительством

Российское правительство, безусловно, может влиять на стабильность цен на топливо. Периодически кабмин заключает соглашения с нефтяными компаниями по сдерживанию цен. Однако последние, несмотря на это, продолжают расти. Такой рост выгоден для казны, но социальное недовольство заставляет правительство замораживать ценовой уровень.

Без государственного влияния ситуация для потребителей была бы еще хуже. Тем не менее, начиная с 2017 года, происходит повышение акцизов. Каждое повышение теоретически должно увеличить расценки на 50 копеек за литр. Но практически увеличение бывает намного выше, так как на окончательную цену влияют не только налоги, но и стоимость нефти на мировом рынке, величина инфляции, курс доллара. Так, в 2019 году, помимо акцизов и НДС, влияние будет оказывать соглашение государств-членов ОПЕК+ об ограничении добычи нефти.

Пока скорость роста цен в 3 раза превышает инфляцию.

Ценам еще есть куда стремиться

По словам Романа Блинова, руководителя департамента аналитики «Международного финансового центра», розничные цены на топливо в 2019 году будут формироваться по принципу предыдущих лет. Бензин и дизтопливо продается в России значительно дешевле, чем где-либо в Европе, поэтому ценам есть куда расти.

При росте мировых цен на нефть, нефтеперерабатывающим заводам придется покупать сырье дороже, что, безусловно, скажется на розничном ценовом предложении.

Государство не намерено поддерживать неподконтрольных ей частных производителей нефтепродуктов. Его шаги часто бывают антирыночными, и направлены на дополнительную помощь вертикально интегрированным компаниям.

Если взять мировой рынок, то увидим, что администрации Белого дома удалось сломить стремление стран ОПЕК+ поступательно повышать цены на нефть. Надавив на Саудовскую Аравию, Вашингтон заставил их увеличить объем добычи на 1,5 миллиона баррелей в день, создав переизбыток нефти и снизив цены на бензин в США.

Денис Лисицын, ведущий экономист компании «ФинИст» полагает, что в 2019 году мировой рынок нефти будет достаточно сбалансирован. Котировки нефти марки Brent за 1 баррель будут находиться в рамках 50–60 долларового коридора.

По словам другого эксперта, Гайдара Гайсанова («Международный финансовый центр»), дальнейшего снижения не произойдет. Хотя США пытаются продолжить снижение цен на нефть, Саудовская Аравия и Россия постараются не дать им обрушиться, а примут меры к их повышению.

Влияние независимых нефтяных компаний

И если с мировым рынком все более-менее ясно, то в России на топливные цены влияют как вертикально интегрированные компании, так и независимые игроки.

Еще в мае 2018 года Российский топливный союз (РТС) направил главе правительства Дмитрию Медведеву открытое письмо, в котором высказал недовольство неконтролируемым ростом оптовых цен на бензин и дизтопливо. В письме указывалось, что должностные лица ведомств-регуляторов специально публикуют положительные материалы на тему конкурентной среды в малом и среднем топливном бизнесе. На самом деле, выжить в условиях резкого увеличения оптовых цен могут только автозаправочные станции крупных нефтекомпаний. Независимые же АЗС ждут убытки, разорение и закрытие.

Сейчас доля независимых АЗС составляет 60 % от общего количества, поэтому их закрытие может привести к бесконкурентной среде для вертикально интегрированных нефтекомпаний и социальному недовольству (потеря 1 миллиона рабочих мест и бесконтрольный рост цен на бензин).

В свою очередь, крупные нефтекомпании утверждают, что независимые игроки ведут спекулятивную политику повышения цен в подконтрольных им регионах.

В январе 2019 года вице-премьер Дмитрий Козак отчитался в Совете Федерации о соблюдении договоренностей между правительством и нефтекомпаниями. Позже он заявил, что кабинет министров готов заключить с нефтяниками новое соглашение по заморозке топливных цен.

Пока же эксперты сходятся во мнении, что правительство не знает, как регулировать нефтяные и топливные цены. Поскольку акцизы будут расти и в 2019 и в 2020 годах, можно ожидать дополнительного роста цен примерно на 2 рубля за литр.

Кроме этого, есть предположение, что казна будет пополняться за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых. В этом случае в доход государства пойдет не только экспортный налог от продажи нефти, но и средства от всех добываемых ресурсов. По оценкам экспертов, эта мера приведет к росту цены топлива еще в полтора раза.

Вывод однозначный: при любых раскладах на мировом рынке и внутри страны нас ожидает ценовой рост на бензин и дизель. А также повышение тарифов на перевозку.

Последние статьи
Перевозка сыпучих грузов — это не просто перемещение товара из точки А в точку Б. Это настоящее искусство, требующее точности, внимания к деталям и глубокого понимания материала.
Страхование грузов — неотъемлемый элемент успешной логистической операции, обеспечивающий защиту от финансовых потерь в случае непредвиденных событий.
Добро пожаловать в мир, где каждая минута на счету, а точность доставки груза может решить судьбу компании. Автомобильные перевозки — это не просто перемещение товаров с точки А в точку Б.
Актуальные новости
26.04.2024 15:09:00
Изменение тарифов на перевозку сборных грузов с 03.05.24 г.
26.04.2024 11:11:00
Режим работы терминалов г.Москва в период с 27.04.24 г. по 12.05.24 г.
26.04.2024 09:09:00
Изменение тарифов на перевозку сборных грузов с 27.04.24 г.
Акции
«Рейл Континент» предлагает Вам воспользоваться выгодной акцией, действующей на сборные грузоперевозки по всем направлениям**.