Международная транспортная классификация грузов
Класс международных грузов – это применяемое перевозчиками кодовое обозначение, относящее груз к той или иной категории товаров с своими особенностями перевозки. Транспортная компания, ориентируясь на категорию груза по классификации, выбирает тару, транспорт, склады и другие особенности транспортировки. Нормы классификации нашли отражение в российских ГОСТах и правилах перевозки грузов, в том числе, опасных, различными видами транспорта.
Зачем нужна классификация
Транспортные компании используют обозначения из классификации для формирования партий перевозимых грузов, схожих по характеристикам. Это позволяет снизить совокупные издержки на перевозку. В зависимости от категории груза выбирается вид транспорта и транспортного средства.
Классификация грузов на международных перевозках (в частности, автомобильных перевозках) – это комплексная система, объединившая более 10 национальных классификаторов. Все национальные типы классификаторов на первом уровне включают несколько основных групп, разделяемых по различным основаниям. К критериям дифференциации товаров в национальных системах, объединенных в общую, гармонизирующую (ГС) относятся:
- Физической состояние. Грузы делятся на жидкие (нефть, вода, молоко), твердые, в эту группу попадают порошкообразные (песок, щебень, оборудование), газообразные (природный газ, метан, аммиак).
- Биохимический состав. Здесь выделяются органические и неорганические товары.
- Потребительское назначение. В группе выделяются промышленные и продовольственные.
- Деление по отраслям. Грузы классифицируются на торговые, промышленные, строительные, сельскохозяйственные, иные категории.
- Необходимая температура перевозки. Грузы делятся на универсальные и скоропортящиеся.
- Условия хранения. Грузы могут никак не зависеть от атмосферных и погодных условий, страдать от них или требовать особых условий перевозки.
- Виды тары, в которой может перевозится товар. По этому критерию выделяются грузы мешковые, перевозимые сформированными в кипу, перевозимые в катно-бочковой таре (в бочках, намотанные на барабаны), ящиковые, пакетные, контейнеры. Некоторые грузы перевозятся без особой тары, например, нефть – в цистернах.
- Способы погрузки и разгрузки. Этот критерий также важен для транспортной компании, он определяет выбор складов, где есть необходимое оборудование. Насыпные или навалочные не страдают от механических воздействий, могут насыпаться в вагон или кузов грузовика с высоты, наливные, для их перевозки требуется цистерна, штучные, стандартно перевозятся в контейнерах, для погрузки товара большого веса нужны краны или подъемники, при расчете платы учитывается вес брутто – с тарой и нетто – без тары.
- Габариты. По этому критерию груз делится на габаритный, совпадающий по своим параметрам с геометрией транспортного средства и негабаритный, любой из параметров которого – длина, ширина, высота не совпадает с установленными для ТС.
- Тип отправки. Генеральные предполагают формирование всей перевозимой партии из товаров одного отправителя, сборные формируются из грузов нескольких клиентов.
- Вес. Легковесные – до 80 килограммов, стандартные – до 250 килограммов для единичных грузов, 500 – для наливных и насыпных, тяжелые – более 500 килограммов. Тяжесть груза и ее соответствие нормам, установленным для ТС в этой классификации с точки зрения получения разрешения на перевозку, не учитывается.
Дополнительно грузам присваиваются коэффициенты, при расчете которых учитываются такие параметры, как число тонн на кубический метр груза и коэффициент грузоподъемности. Коэффициенты варьируются в пределах 1-4.
Международная классификация грузов (ГС) строится на базе шестиразрядных обозначений для каждой категории и типа перевозимой продукции, в каждом разряде указывается несколько знаков. Документ, описывающий классификацию и ее принципы, состоит из трех разделов:
- перечня всех возможных видов грузов, здесь содержится 99 глав;
- правил, по которым производится классификация;
- алфавитный рубрикатор.
Отнесение груза к той или иной категории влияет на формирование тарифов на перевозку, это должны учитывать клиенты транспортных компаний.
Опасные грузы. Отдельная категория
Есть грузы, которые относятся к категории опасных. Национальное и международное законодательство предусматривает особые условия его перевозки. В России существуют специальные правила перевозки таких товаров на автомобильном и железнодорожном транспорте. В классификации предусмотрено 9 типов опасных объектов:
- Взрывчатые.
- Газы под давлением.
- Жидкие вещества, способные воспламеняться.
- Твердые вещества, способные возгораться.
- Кислоты.
- Яды и различные инфицирующие вещества.
- Радиоактивные.
- Разъедающие.
- Иные опасные.
Для перевозки опасных веществ на транспортное средство обязательно наносится идентифицирующий дорожный знак, определяющий тип опасности, если речь идет об автоперевозке. Но в ряде случаев именно такой вид грузов подлежит железнодорожной грузоперевозке.
Особенности использования классификации
Тип товара, согласно классификации, учитывается в маркировке, штрих-коде, который наносится на груз при оформлении перевозки. Использование рубрикатора позволяет более эффективно формировать партии груза, объединяя в одном транспортном средстве объекты, схожие по характеристикам. ГС дает 2 основных критерия для перевозки применительно к работе именно транспортных компаний:
- по тарифному признаку (место производства, тип тарифа, дополнительные сборы);
- по транспортному, генеральные делят по размеру и массе, массовые бывают лесными, наливными, навалочными, специальные особых условий перевозки (опасные, скоропортящиеся, животные или растения).
Международная транспортная классификация грузов становится инструментом, помогающим перевозчику оптимизировать бизнес-процессы, снизить расходы на перевозку. Для клиента знание ее правил поможет более точно формировать партии товара для перевозки, объединяя схожие по характеристикам объекты.