Самозанятых перевозчиков обложат новым налогом: стартует экспериментальная программа
С 1 января будущего года в 4 регионах РФ (Татарстане, Москве, Калужской и Московской областях) будет введен налог для самозанятых граждан. На определенное время — в качестве эксперимента. 1,5% от общей суммы уплаченного налога будут переводиться в ФОМС, а оставшиеся средства — направляться в региональный и федеральный бюджеты.
Важно понимать, что в рамках этого закона самозанятыми гражданами являются люди, которые сами обеспечивают себя работой, то есть не имеющие работодателя, отвечающего за выплату зарплаты и, соответственно, не уплачивающие подоходного налога из нее. Таким образом, нововведения коснутся и перевозчиков, которые работают на себя и не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.
Но существуют некоторые ограничения. Например, воспользоваться возможностью выплачивать налог на профессиональный доход не смогут лица:
- привлекающие наемных работников;
- имеющие годовой доход более 2,4 миллиона рублей.
Физические лица, которые зарегистрированы в качестве ИП и не попадают под обозначенные ограничения, имеют право перейти на новый режим налогообложения.
Налоговые ставки
На данный момент налог для самозанятых введен в качестве эксперимента, и участие в этой программе носит добровольный характер. Она продлится на протяжении 10 лет, то есть с начала 2019 и по конец 2028 года. По окончании этой программы будет принято решение о распространении такого режима налогообложения на всю территорию РФ, а также его характере — добровольном или обязательном.
В современном исполнении налог на доход самозанятых предусматривает следующие ставки:
- 4% в случаях, когда доходы появились в результате оказания услуг физлицам;
- 6%, если доходы получены вследствие взаимодействия с юрлицами.
Налоговый период составляет 1 месяц, а выплаты нужно производить не позднее 25-го числа. Если за это время в качестве налогов начислена сумма менее 100 рублей, то она не взымается, а переносится на следующий отчетный период.
Условия для самозанятых
Граждане этой категории должны будут уплачивать исключительно налог на профессиональный доход, то есть с них не взымается НДФЛ. При этом НДС возникает лишь при импорте продукции на территорию РФ.
Также следует учесть следующие нюансы:
- взносы в пенсионный фонд — добровольные, а к ОФМС отходит 1,5% от общей суммы уплаченных налогов;
- самозанятые граждане, которые добровольно согласились участвовать в данной программе, могут получить налоговый вычет в размере до 10 тысяч рублей;
- для регистрации лица в качестве самозанятого следует подать заявление в местный налоговый орган, а также установить на мобильное устройство приложение «Мой налог» от ФНС;
- самозанятые граждане впоследствии имеют право написать в налоговый орган заявление на отказ от уплаты налога.
Если говорить о сфере автомобильных грузоперевозок, то следует отметить, что многие из участников этого рынка являются физическими лицами. По некоторым подсчетам их доля превышает 50%. Косвенно судить о числе самозанятых в этой области можно по количеству грузовых ТС, зарегистрированных на физлиц.
В 2017 году в частной собственности находилось около 50% грузовых транспортных средств, имеющих массу свыше 6 тонн. Однако проследить, кто и для каких целей использует авто, достаточно сложно.
Введение соответствующей платы за передвижение по трассам федерального значения было отчасти направлено на вывод из тени незарегистрированных перевозчиков. Эксперты едины во мнении: их присоединение к системе «Платон» позволяет получить приблизительное представление о том, сколько игроков рынка не уплачивает налоги. И, естественно, принять меры, обязывающие их вносить в государственную казну обязательные платежи.
Как усиливается контроль в отрасли грузоперевозок?
Как показывает практика, в течение прошедших трех лет перевозчики неохотно регистрировались в системе «Платон» (впрочем, и штрафы за бесплатный проезд взымались условно). После 8 июля 2018 года, то есть дня, когда функции администратора были переданы Ространснадзору, ситуация резко изменилась.
Ужесточение контроля привело к оформлению большего количества штрафов. Они стали приходить даже к тем, кто никогда не значился в системе. Именно благодаря этому к «Платону» каждый месяц присоединяется порядка 10 тысяч новых пользователей, а около 60–70 % из них являются частными лицами.
Эксперты считают, что необходимо повсеместно распространить системы автоматического определения веса и габаритов. Это позволит усилить контроль, особенно — по отношению к самозанятым перевозчикам.
Планируется, что оператором этой системы будет компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». При этом ее администратором будет назначен Ространснадзор. Полноценное развертывание системы автоматического весогабаритного контроля начнется в следующем году.
Помимо этого депутаты Государственной думы РФ и представители Торгово-промышленной палаты подготовили совместный законопроект. В соответствии с ним, вводится допуск на рынок автомобильных грузовых перевозок. Он предполагает создание специального реестра, в который не могут быть включены физические лица.
Несмотря на то, что крупные ТК положительно отзываются и поддерживают данный законопроект, Правительство РФ не спешит его одобрять. Это обусловлено тем, что первостепенно допуск на рынок должен способствовать повышению безопасности грузоперевозок и повышению престижа отрасли, а специальный режим для самозанятых даст возможность не ограничивать количество работающих, а получать большие суммы налоговых выплат в казну.