Наверх
Статьи
Статьи
Все о грузоперевозках —
подробно и понятно

Ключевые проблемы в отрасли автомобильных перевозок и варианты их решения

Автомобиль

На прошедшей конференции «Рынок грузовых автомобильных перевозок» были затронуты вопросы, касающиеся повышения прозрачности в этой сфере, создания единых правил для всех участников процесса и многие другие темы.

Анализ актуального состояния данной отрасли позволяет сделать однозначные выводы:

  • о сильной фрагментации рынка. На ведущих игроков, то есть входящих в ТОП-10, в РФ приходится всего 16 % от общего объема перевозок. При этом только 10 компаний от общего числа можно отнести к крупным, а это соответствует всего лишь 8 %. Более 90 % предприятий имеют меньше 50 грузовых ТС, и в большинстве случаев их правовая форма — ИП. Доминирование индивидуальных предпринимателей и небольших игроков не дает возможности привлекать заемный капитал. Ввиду этого рынок грузоперевозок в целом не интересен банковскому сектору, а значит, лишается мощного финансирования;
  • о сложности в подборе персонала. В основном профессиональные водители — люди старшего возраста, ведь данная профессия не является престижной у молодежи;
  • об устаревании автопарков. По данным МОЭС, половина грузовиков не востребована, при этом большая часть из них относится к категории самортизированных, то есть должна быть списана. Тем не менее, они продолжают использоваться.

Такое положение вещей вызывает ряд сложностей. С одной стороны, проблемы кадрового состава, фрагментированность рынка и устаревание транспорта, а с другой — постоянно возрастающие требования грузоотправителей и грузополучателей к качеству сервиса и уровню безопасности. Как итог: рост электронной коммерции, увеличение спроса на логистические услуги, ужесточение требований к оформлению бухгалтерских документов. Еще один немаловажный факт — появление эффекта от введения системы «Платон», то есть усиление налогового администрирования. Также нельзя не упомянуть и о внедрении весогабаритного контроля.

Очевидно, что в таких условиях стремительными темпами развивается теневая сторона рынка. По мнению экспертов, для решения этой проблемы целесообразно исключить возможность покупки крупнотоннажных грузовых ТС физическими лицами, то есть в частную собственность. К этому следует добавить и другую проблему — активное распространение компаний-однодневок и «прокладок», то есть откровенного демпинга. Конечно, запрет на покупку физлицами грузовых ТС массой более 12 тонн нельзя назвать рыночной мерой воздействия. Однако лишь в том случае, если ко всем игрокам сферы грузоперевозок будут применены унифицированные требования, возможна ликвидация серых и мошеннических схем. Кстати, с декабря 2018 года, в соответствии с ФЗ №398, все автотранспортное сообщество будет работать по единым правилам.

Риторический вопрос

Кто должен отвечать за развитие грузового автомобильного транспорта? Этот вопрос и по сей день является риторическим. Эксперты утверждают, что проблемы в отрасли грузоперевозок негативно сказываются и на государстве, так как ведут к неполной уплате налогов, несоблюдению законодательства, высоким показателям аварийности. Низкие барьеры выхода на рынок становятся причиной недобросовестной конкуренции и ощутимого снижения качества услуг и безопасности. Единственное решение — создание общей системы управления грузовой транспортной отраслью, которая позволит:

  • просчитывать влияние данной сферы на экономику грузоперевозчика и страны в целом;
  • улучшить обстановку на рынке внутренних перевозок, приблизив национальные правовые нормы к международным;
  • предотвратить развитие серых схем бизнеса.

Доверяя, не забывай проверять!

Потеря груза, несоблюдение условий договора при перевозке и другие проблемы знакомы многим. Впрочем, их можно избежать, если проверить контрагента. Для этого нужно:

  • сформировать досье на перевозчика, развитие современных информационных технологий позволяет сделать это без особых усилий;
  • ознакомиться с уставными документами, а также формами обязательной бухгалтерской отчетности партнера по бизнесу;
  • использовать современные системы риск-менеджмента.

Конечно, постепенно введение государственных информационных систем (АСВГК, «Платон» и других) создаст условия, при которых основная масса перевозчиков будет вынуждена работать безопасно и качественно, а значит, глобально изменит положение вещей на рынке. Но на это потребуется около 5 лет. Поэтому пока бизнес-партнерам остается лишь доверять друг другу, но при этом проверять.

Весы всегда с собой

К сожалению, далеко не все перевозчики, осуществляющие доставку грузов с превышением установленных норм по массе и осевым нагрузкам авто, приобретают необходимые платные разрешения. Вследствие этого наносится заметный ущерб дорожной сети нашей страны, и он не компенсируется. По мнению представителей государственной власти, наказание за такие нарушения должно:

  • исправить ситуацию в отрасли, то есть значительно сократить количество нарушений;
  • обеспечить поступление финансовых средств, необходимых для развития отрасли.

Обратите внимание: на данный момент штрафные санкции налагаются уже при 5%-й перегрузке оси. При этом не исключается наказание за общий перегруз ТС. Соответственно, при новой методике расчета (она учитывает регион и время года) штраф за нанесенный ущерб российским дорогам способен разорить небольшую организацию. А избежать контроля становится все сложнее, так как уже получили распространение посты автоматического весогабаритного контроля. К середине 2018 года запланировано внедрение около 125 таких стационарных пунктов. Данные статистики демонстрируют ужасающие цифры: на сегодняшний день с перегрузом передвигается около 1/3 автомобилей. И важно понимать, что в развитии систем, которые обеспечивают контроль за параметрами груза, заинтересованы все участники — автотранспортные организации, государство и производители соответствующего оборудования.

По мнению экспертов, совместно с системами ГЛОНАСС-мониторинга должны использоваться устройства бортового взвешивания. И это выгодно не только для государства, но и для самих перевозчиков. Устройства позволяют осуществлять контроль при погрузке, разгрузке и на протяжении всего пути следования ТС. Таким образом, весы будут всегда с собой. Это даст возможность:

  • повысить безопасность грузоперевозок;
  • обеспечить оптимальный режим эксплуатации транспортных средств, то есть защитить их от преждевременного износа;
  • контролировать недогруз;
  • осуществлять расчеты между предприятиями за услуги по перевозке на основании реальных данных;
  • экономить время, необходимое на осуществление погрузочно-разгрузочных процедур.

Как следствие, перевозка гарантированно будет выполняться в соответствии с законодательными ограничениями по осевым нагрузкам, весу и габаритам.

Последние статьи
Трубы большого диаметра пользуются спросом в нефтяной промышленности и при строительстве домов, зданий, промышленных объектов. Они считаются габаритным грузом, поэтому возникают определенные трудности при их доставке в нужное место.
Для выполнения обязанностей и отстаивания прав при перевозке грузов разными видами транспорта между сторонами заключается соответствующий договор.
Статья подойдет тем, кто планирует организовать перевозку опасных грузов или получить готовы товар, убедившись в правильной доставке.
Актуальные новости
23.10.2020 15:30:00
На терминале "Южный порт" принимаем груз менее 100 кг и 0.3 м3 без очередей
09.10.2020 15:32:00
Режим работы офиса в г.Уфа 12.10.20 г.
16.09.2020 14:08:00
Уважаемые клиенты! Сообщаем Вам, что с 01.10.20 г. меняются тарифы на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке сборных грузов по г.Москва и  Московской области. Подробности на странице нашего сайта в разделе Дополнительный услуги.
Акции
Рейл Континент» предлагает воспользоваться выгодным тарифам фиксированной стоимости для перевозки грузов по направлению Москва – Симферополь.
«Рейл Континент» предлагает Вам воспользоваться выгодной акцией, действующей на сборные грузоперевозки по всем направлениям**.